В некоторых университетах и компаниях от вас не потребуют обязательную сдачу теста IELTS, им будет достаточно знать ваш уровень владения английским языком. Если вы уже сдавали тест и на руках у вас есть сертификат с баллом IELTS, но вы не знаете, какому уровню соответствует ваш балл, вам полезно будет узнать о соотношении баллов IELTS со шкалой CEFR.
Что такое CEFR?
Обычно уровень владения иностранным языком оценивают по шкале CEFR (Common European Framework of Reference) — общеевропейские компетенции владения иностранным языком, т.е. система уровней владения иностранным языком, используемая в Европейском Союзе. Шкала CEFR выделяет следующие уровни:
A — Элементарное владение
A1 Beginner — Уровень выживания
A2 Elementary- Предпороговый уровень
B — Самодостаточное владение
B1 Intermediate — Пороговый уровень
B2 Upper-Intermediate — Пороговый продвинутый уровень
C — Свободное владение
C1 Advanced — Уровень профессионального владения
C2 Proficiency — Уровень владения в совершенстве
Каждый уровень предполагает владение определенными навыками и умениями в чтении, аудировании, устной и письменной речи:
Уровни |
Описание |
А1 | Могу понимать и использовать знакомые слова и выражения в ежедневных ситуациях общения. Могу представиться и представить других, а также задавать и отвечать на вопросы личного характера (например, о месте жительства, знакомых и т.д.). Могу общаться элементарными фразами при условии, что собеседник говорит медленно и четко. |
А2 | Понимаю и могу использовать простые предложения и выражения в повседневных ситуациях общения (например, в личных и семейных ситуациях общения, в магазинах, на работе и т.д.). Могу общаться в простых повседневных ситуациях общения, требующих прямого обмена информацией. Простыми словами могу рассказать о себе и своем происхождении, месте жительства и занятиях. |
B1 | Понимаю основные идеи четких стандартных высказываний на знакомые темы, обычно встречающихся на работе, в школе, во время отдыха и т.д. Могу общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время путешествий в англоязычную среду. Могу описывать события, личный опыт, надежды, планы и амбиции, а также давать доказательства и объяснения. Могу составлять связное высказывание на знакомые и интересные мне темы. |
B2 | Понимаю основные идеи сложных текстов как на узкие, так и широкие темы, включающие термины и понятия определенной области знаний (техника, медицина и т.д.). Могу участвовать в беседе на английском языке с определенной долей беглости и спонтанности, что делает возможным общение с носителями языка на разные темы. Могу составить четкое, детальное высказывание на большое количество различных тем, а также объяснять свою точку зрения, рассказывать о недостатках и преимуществах того или иного явления. |
C1 | Понимаю длинные, сложные тексты на различные темы, могу распознать скрытый смысл. Могу бегло и спонтанно выражать свои мысли, не задумываясь о подборе слов. Могу легко и эффективно использовать язык для достижения социальных, академических и профессиональных целей. Могу составить четкое, структурированное, детализированное высказывание на сложные темы, при этом используя устойчивые выражения, слова-связки и средства выразительности. |
C2 | С легкостью понимаю все, что слышу или читаю. Могу резюмировать информацию из разных устных и письменных источников, восстанавливая факты и события в точной последовательности. Могу выражать свои мысли спонтанно, бегло и точно, используя слова в разных значениях в самых сложных ситуациях. |
IELTS Band Scores
IELTS оценивает знания испытуемых по 9-балльной шкале:
Band | Уровень | Описание |
9 | Эксперт | Владение языком на высшем уровне, близком к носителю языка. Для этого уровня свойственна беглость речи, полное понимание англоязычной речи на общие и узкие темы, точность и релевантность в высказываниях. |
8 | Очень хорошее владение языком | Высокий уровень владения языком. Могут быть незначительные пробелы в знаниях, небольшие ошибки в грамматике и употреблении слов. И хотя кандидат может неправильно понимать некоторые детали в незнакомом контексте, он/она хорошо справляется со сложной аргументацией. |
7 | Хорошее владение языком | Достаточно высокий уровень владения языком с некоторыми пробелами в знаниях, редкими ошибками в речи и в употреблении слов. При этом кандидат легко воспринимает сложно построенную речь и может изъясняться сложными языковыми структурами. |
6 | Достаточный уровень владения | Несмотря на небольшие ошибки, пробелы в знаниях и недопонимания кандидат неплохо владеет языком. Он/она может использовать и понимать достаточно сложные языковые структуры, возникающие в знакомых речевых ситуациях. |
5 | Средний уровень владения | Кандидат обладает средним уровнем владения английским языком и может понимать общий смысл высказывания в большинстве случаев, но с некоторыми недопониманиями и ошибками. Он/она может вести элементарную беседу на английском языке на знакомые темы. |
4 | Ограниченный уровень владения | Элементарные знания в языке на знакомые ситуации общения. У кандидата часто возникают сложности в понимании других и выражении своих мыслей. Он/она может употреблять в речи только простые структуры. |
3 | Низкий уровень владения | Кандидат может понимать речь и выражать свои мысли только на самые простые обиходные темы, используя крайне ограниченный словарный запас. Часто возникают проблемы в коммуникациях из-за отсутствия необходимых знаний. |
2 | Плохой уровень владения | Кандидат испытывает большие сложности в понимании устной и письменной речи, практически не владеет коммуникативными навыками. |
1 | Нулевой уровень | Кандидат совсем не владеет языком, за исключением отдельных слов. |
Подробнее об оценке IELTS читайте в нашей статье “Как оценивают IELTS?”
IELTS и CEFR
На самом деле провести параллель между системами оценивания разных тестов довольно сложно, так как каждый из них отличается по формату, цели и типам вопросов. Способности и подготовленность каждого, кто сдает тот или иной тест, также могут отличаться. Кроме того, один и тот же человек может иметь абсолютно непохожие результаты в двух разных тестах.
Определить отношения между оценкой IELTS и шкалой CEFR довольно сложно, так как по некоторым параметрам критерии оценки теста не сходятся с критериями CEFR. Экзамен IELTS не показывает определенный уровень владения языком (например, “средний” или “высокий” уровень), он скорее предоставляет более обширный взгляд на знания и умения человека. Более того, в системе оценки IELTS используется 9-балльная шкала, а CEFR выделяет 6 уровней языка. Поэтому точное сопоставление баллов IELTS и уровней CEFR невозможно.
Представители CELA (Cambridge English Language Assessment) с 1990 года провели много исследований, чтобы сопоставить оценки IELTS и CEFR. При сопоставлении они исходили из результатов по всему тесту IELTS (overall band), а не считали отдельные оценки за Listening, Speaking, Writing и Reading. Итак, они предлагают сопоставлять IELTS и CEFR следующим образом:
Вопросы об IELTS и CEFR:
- Изменился ли IELTS?
- Нет, по структуре тест IELTS остался таким же.
- Почему соотношение баллов IELTS и уровней CEFR может меняться?
- Ученые Кембриджа всегда стремятся к совершенству, поэтому постоянно пересматривают соотношение баллов IELTS и уровней английского языка. В целом глобальных изменений не происходит. Последние поправки касались сопоставления уровней не только с целыми баллами (7.0; 8.0), но и с “половинчатыми” (6,5; 7,5), ведь такие баллы встречаются довольно часто.
- Становится ли тест IELTS со временем сложнее?
- Нет, по сложности тест всегда остается неизменным. Модули и оценка теста остаются такими же.
- Некоторые баллы IELTS находятся на пересечении двух уровней (например band 4 - между уровнями A2 и B1), как в таком случае интерпретировать результаты?
- Шкала уровней английского языка CEFR появилась позже системы оценивания IELTS, поэтому сложно в точности соотнести каждый band в IELTS с уровнем английского языка. Поэтому вы можете интерпретировать результат таким образом: на данный момент вы уже перешли порог уровня A2, но не достигли совершенства на уровне B1. В случае, если вам требуется подтверждение определенного уровня владения языком (например, для работы), лучше подстраховаться и получить более высокий балл. Например, если вам нужно подтверждение уровня B1, лучше сдать IELTS на балл не ниже 4,5.