IELTS Speaking: структура, стратегии и советы по подготовке

Раздел говорения IELTS заметно отличается от чтения, аудирования и письма. Во-первых, это самый маленький раздел, работа с которым занимает не более 15-ти минут. Во-вторых, эту часть экзамена можно пройти в течение трех дней до или после основного теста (в зависимости от тестового центра). Ну и наконец, в этой части теста вам придется общаться непосредственно с экзаменатором. Звучит достаточно сложно, не так ли?

Сервис проверки эссе IELTS911

В этой статье мы рассмотрим основные характеристики и критерии оценивания части Speaking. Также, мы обсудим особенности каждого отдельного задания этой части, после чего я поделюсь полезными советами и стратегиями для успешного прохождения теста.

Общая информация

Раздел говорения IELTS оценивает разговорные навыки, необходимые для успешной коммуникации с носителями английского языка в разных речевых ситуациях. Оценка каждого тестируемого производится специально подготовленным преподавателем. Все ответы записываются на диктофон.

Speaking не отличается в академическом и общем модулях теста. В секции Speaking три части. Задания в каждой части подобраны таким образом, чтобы проверить ваши навыки говорения в разных жизненных ситуациях. В целом, эта секция IELTS занимает 11-14 минут.

Критерии оценивания

Ответ экзаменуемого оценивается по четырем критериям:

  • Fluency and Coherence (Беглость и связность речи)
  • Lexical Resource (Лексическое разнообразие)
  • Grammatical Range and Accuracy (Использование грамматики)
  • Pronunciation (Произношение)

Первый критерий, Fluency and Coherence, оценивает беглость речь экзаменуемого, его способность связно и без промедления выражать мысли. Основными показателями беглости являются темп и целостность высказываний. Под связностью речи подразумевается логическое построение предложений, отчетливое разделение элементов повествования и использование слов-связок.

Следующая категория, Lexical Resource, оценивает словарный запас, который вы используете при говорении, а также правильность и уместность употребляемой лексики. Чтобы получить высокий балл в этой категории, вы должны уметь оперировать довольно широким словарным запасом, избегать повторения лексики и как можно реже использовать общеупотребимые слова и выражения. Кроме этого, необходимо быть полностью уверенным в значении каждого используемого слова.

Следующий критерий, Grammatical Range and Accuracy — использование грамматики. Здесь оценивается способность правильно выражать мысль с использованием различных грамматических структур и форм. Для лучшего результата следует использовать сложные фразы с придаточными предложениями, а также избегать ошибок в употреблении грамматических форм. Если же вы не уверены в какой-то из выбранных вами фраз, лучше не стоит ее употреблять.

Последним критерием оценки является произношение (Pronunciation). Вы должны правильно использовать особенности английского произношения в своей речи, например интонацию и ударение. Кроме этого, экзаменатор будет оценивать, насколько легко воспринимается ваша речь на слух. Обратите внимание, что ваш акцент учитываться не будет. Таким образом, для получения высокого балла совершенно необязательно иметь превосходное произношение, как у носителей языка.

За каждый критерий можно получить максимум 9 баллов. Вы можете ознакомиться с подробным описанием критериев оценивания раздела Speaking на официальном сайте экзамена IELTS. Теперь давайте рассмотрим каждую из трех частей этой секции подробнее.

Part 1

Первая часть  длится около 4-5 минут. Экзаменатор представляется, а затем задает вам вопросы по двум темам общего характера. Темы обычно касаются повседневных и бытовых ситуаций: родная страна или город, работа или учёба, друзья, хобби, домашние животные, еда, спорт, музыка и др. Темы для обсуждения могут быть одинаковыми в разных версиях теста, но сами вопросы будут отличаться.

Пример:

Introduction:

  • Hello, my names is … . What is your name?
  • Can I see your ID?
  • Great. Where are you from? Do you work or study?

Let’s talk about accommodation.

  • Do you live in a house or a flat?
  • Is it a large flat/house?
  • How long have you lived there?
  • If you could change anything about your flat/house, what would you change?

Now let’s move on to talk about music.

  • Do you listen to music?
  • What kind of music do you listen to?
  • Have you ever been interested in singing?
  • Can you say that music is a very important part of your life?

Part 2

Второе задание Speaking — это монолог на заданную тему. Вам дадут карточку, на которой содержится ситуация для монолога и подпункты, которые нужно обсудить. На подготовку к заданию отводится одна минута. За это время вы можете делать заметки на листе бумаги. Затем, вы должны будете говорить на заданную тему в течение 1-2 минут. Не рекомендуется самостоятельно заканчивать свой рассказ, это должен сделать экзаменатор. Если вы будете говорить меньше 2 минут, вам могут снизить балл. После основного монолога экзаменатор может задать несколько вопросов, касающихся вашего рассказа.

Читайте также   Я сдаю IELTS на следующей неделе. Что делать?

В этой части Speaking вас могут попросить говорить практически на любую тему. Например, от вас может потребоваться описать какой-нибудь ценный для вас предмет, или особенный для вас день. Также, это может быть вопрос о каком-нибудь спортивном событии или концерте, который вы посетили, или людях, которые вас вдохновляют.

Пример:

Describe a city or a town you have enjoyed visiting. You should say:

  • when you visited the town or the city
  • what you did there
  • how long you stayed there
  • and explain why you enjoyed the visit.

Part 3

В последней части Speaking вас снова попросят отвечать на вопросы экзаменатора. В отличие от первой части, в этом задании темы для обсуждения будут более абстрактные. Как правило, вопросы третьей части будут каким-либо образом связаны с вопросом, который вы обсуждали во второй части. Например, если в предыдущем задании вас попросили описать учителя, который оказал на вас наибольшее влияние, то темой третьей части будет образование.

Вам могут задать до семи вопросов на различные темы. Эти вопросы обычно начинаются со слов: predict, analyze, compare, give opinion, и т.д. Темой для данной беседы может быть: технологии, развлечения, образование, влияние телевидения на повседневную жизнь, хобби, спорт, покупки, транспорт и.т.д.

Пример:

Skills and Everyday Life

  • Can you compare the skills that are important nowadays with the skills that were important 20 or 30 years ago?
  • What skills are valued most in your country?
  • What kind of skills might be important in the future?

Skills and Training

  • What qualities does a good trainer need to have?
  • Why do many companies invest a lot of money in training?
  • Do you think schools and universities prepare young people well for future employment?

Советы и стратегии выполнения IELTS Speaking

Диалог непосредственно с экзаменатором и необходимость отвечать на вопросы без промедления может показаться весьма сложным делом. Несмотря на это, при должном уровне подготовки и постоянных упражнениях, вы легко справитесь с разделом говорения IELTS. Ниже приведены практические советы и сведения по выполнению этой части.

Основные стратегии

Не заучивайте длинные ответы заранее. Экзаменатор обязательно заметит, что ваша речь звучит неестественно, и такие ответы оцениваться не будут.

Используйте воображение при ответе на вопросы. Помните, что в этом разделе оценивается ваша способность говорить по-английски, а не ваш жизненный опыт или взгляды. Так что, если вам совсем нечего сказать, вы можете выдумать ответ. Например, вас попросили описать какое-либо спортивное событие, а вы их никогда не посещали. В таком случае, вы можете вспомнить историю, рассказанную вашим другом о футбольном матче, который он посещал в прошлом месяце, и рассказать её от своего лица. В этом нет ничего плохого.

Используйте разнообразную, продвинутую лексику. Помните ли вы, что одним из критериев оценки является лексическое разнообразие вашей речи? Вам стоит убедиться в своей способности использовать различные слова и выражения во время обсуждения абстрактных тем.

Читайте также   IELTS Speaking: советы по подготовке

Не молчите. Возможно, в тесте будут присутствовать вопросы, на которые вы не сможете сразу дать ответ. В таком случае, избегайте долгих размышлений, потому что такие задержки могут повлиять на оценку беглости вашей речи. Попробуйте ‘заполнить’ паузу такими фразами, как: That’s a good question; I have never thought of this before…; или Let me think. Используя такие фразы, вы даете понять экзаменатору, что обдумываете вопрос, и в то же время показываете свою способность использовать английский язык в различных ситуациях. Однако, постарайтесь не произносить каждую из этих фраз более одного раза.

Держитесь уверенно, говорите громко и разборчиво. Фразы стоит произносить с выражением, чтобы вас было хорошо слышно как экзаменатору, так и на записи.

Советы для Part 1

В этой части вы будете говорить преимущественно о себе, поэтому никаких трудностей возникнуть не должно. Никто не расскажет о вас лучше, чем вы сами.

Не бойтесь переспрашивать экзаменатора, если вы не поняли или не расслышали вопрос. Это никак не повлияет на оценку вашего ответа, при условии, что вы не будете уточнять каждое предложение. Чтобы переспросить экзаменатора, используйте следующие выражения: Could you repeat the question, please? / I’m sorry, I didn’t understand the question. 

Отвечайте на вопросы, которые вам задали, напрямую. Старайтесь не отходить далеко от темы, придерживайтесь того, что вас спрашивают.

Отвечайте развернуто. Следует избегать односложных ответов, старайтесь привести как можно больше деталей, если это уместно. Например, вас спросили Do you like shopping?’  Ответ Yes, I do’ не будет высоко оценен. Лучше рассказать об этом так: ‘I do, but only for certain things, like clothes or books. I hate shopping for food or other things I need at home.’ В то же время, не стоит пускаться в слишком долгие рассуждения — двух-трех предложений будет вполне достаточно.

Советы для Part 2

Внимательно прочитайте задание. Не торопитесь, иначе вы рискуете упустить важные детали или неверно понять вопрос, и ваш ответ будет содержать ошибки. Лучше несколько раз перечитать задание и данные к нему подсказки.

Грамотно используйте время, отведенное на подготовку. Некоторые люди советуют записать краткий план ответа на листе бумаги. Другие считают, что это пустая трата времени и можно построить план ответа в голове. Вам следует воспользоваться наиболее подходящим для вас методом. Попробуйте оба варианта работы с заданием перед экзаменом, чтобы определить, какой больше вам подходит. Если ведение заметок кажется более удобным, не пишите предложения целиком, это занимает много времени. Для такой «шпаргалки» хватит ключевых слов и выражений.

Придерживайтесь установленных временных рамок. В этой части вам придется говорить в течение двух минут без остановки – будет лучше, если вы попрактикуетесь в этом заранее. В первую очередь вам станет понятно, сколько всего можно сказать за пару минут. Во вторых, во время тренировок вы избавитесь от страха перед самим заданием. Напоминаю вам, что во время экзамена остановка раньше соответствующего сигнала экзаменатора нежелательна, поэтому вам также необходимо подготовить обширное количество идей, о которых вы могли бы говорить не менее двух минут.

Советы для Part 3

Говорите развернуто, придерживаясь темы вопроса. В этом задании от вас потребуются более подробные ответы в сравнении с предыдущими частями, поэтому постарайтесь добавить столько деталей, сколько сможете. Но не забывайте следить за тем, что говорите, иначе вы рискуете уйти от темы или от поставленного вопроса.

Рассмотрим пример вопроса для этой части и три данных к нему ответа. Какой из них кажется вам наилучшим?

– Do you think people will continue going to the cinema in the future?

A: Yes. In my opinion, people will go to the cinema in the future.

B: I think they definitely will. Cinema nowadays is as popular as computer games. I believe people will play a lot of computer games as well in the future. They are becoming more and more advanced and interesting. So, I would like to see computer games of the future.

C: It seems to me that they will. For many cinema goers going to movies is some kind of a social event. They won’t want to give it up and stay in to watch a movie. But you never know – technology might be developed in the way that allows people to have a true cinema experience at home.

В первом ответе (А) сохранена тема, но он недостаточно развернут.  Ответ второго экзаменуемого (B) имеет очень хорошее начало, но затем автор отступает от темы. В данном задании это неприемлемо.  Лучшим ответом является третий вариант (C) – он достаточно полный и соответствует заданному вопросу.

Читайте также   IELTS Speaking Part 1: Что нужно и не нужно делать

Используйте в речи связующие элементы. Ваша речь должна быть простой и удобной для восприятия, иначе вам могут снизить балл за критерий Fluency and Coherence. Вам следует использовать специальные слова и выражения, чтобы правильно связывать между собой идеи. Например, чтобы обозначить свою точку зрения, можно использовать следующие фразы: Personally; It seems to be; I am convinced that; As far as I know. Чтобы дать более подробное описание чего-либо или назвать причины, подойдут следующие выражения: That’s why; One of the reasons for this could be. Когда вы хотите перейти к следующему этапу повествования, можно использовать: Anyway; So, to move on.

Аргументируйте свой ответ. Если вы хотите получить высокий балл за эту часть теста, следует отвечать полными предложениями, подкрепляя основную мысль ответа аргументами или приводя примеры из жизни — этого будет достаточно для развернутого ответа. Посмотрим на два варианта ответа на вопросы в Speaking Part 3:

– Why do you think a lot of companies invest a lot of money in training?

– I suppose those companies that want to stay competitive need to invest in training their staff. Businesses are changing so fast nowadays that it’s essential to provide employees with the training necessary for them to do their jobs efficiently. Another reason might be that people like to feel valued, and giving them training is one way for a company to show that.

 – What can one learn from travelling to other countries?

– I think people can learn such things as different cultures, customs and traditions while travelling abroad. 

В первом примере отвечающий поддерживает свою мысль парой хороших аргументов. Скорее всего, он получит высокий балл за свой ответ. Во втором же варианте мысль была высказана очень просто, без примеров и аргументов. Вряд ли этот ответ наберет больше шести баллов.


Способность легко и свободно изъясняться на английском языке очень важна не только для экзамена IELTS, но также для вашего будущего обучения за рубежом, или жизни в англоязычной среде. Таким образом, я настоятельно рекомендую хорошо подготовиться к этому разделу и практиковаться в ответах на вопросы по различным темам.

Также будет полезно узнать заранее, каким образом проходит сам экзамен. Вы можете посмотреть примеры записи части Speaking на YouTube. Ниже представлен один из таких примеров. Во время просмотра видео обратите внимание на лексику и грамматику, которую использует экзаменуемый, а также на допущенные им ошибки. Желаю удачи!

Об Авторе

Переводчик, преподаватель английского языка Сооснователь онлайн-школы "English Native" и проекта ielts911.ru Автор статей на ielts911.com Личный результат в IELTS - 8.

Уникальный урок по
IELTS от Натальи бесплатно!

Получите уникальный бесплатный урок от нешего эксперта по IELTS. Это будет настоящей прорыв в вашей подготовке к IELTS!

ПОДРОБНЕЕ