Типы вопросов в IELTS Reading

Чтение – один из четырех частей теста IELTS. Данная часть включает в себя 40 вопросов, ответы на которые позволяют оценить следующие навыки. Во-первых, общее понимание текста – для этого вопросы будут перефразированы с использованием слов-синонимов. Во-вторых, экзаменуемый должен уметь выделить главную цель текста и аргументы, использованные автором. В-третьих, проверяется навык проведения различий между фактами и мнениями, а также между основными идеями и сопутствующими (не столь важными) деталями. В дополнение может пригодиться навык выделения информации из текста для занесения ее в диаграмму, таблицу или список.

Сервис проверки эссе IELTS911

Как мы видим, блок заданий по чтению проверяет не столько знание слов и грамматических конструкций, позволяющих понять текст, сколько общие навыки анализа текста. Чтобы быть максимально подготовленным, необходимо четко понимать, какие типы заданий и вопросов встречаются в части Reading.

Общая информация о части Reading

В общем часть Reading состоит из трех секций, в каждой из которых будет по 12-13 вопросов. На выполнение задания по чтению отводится 1 час. Сами задания по чтению у тех, кто сдает General IELTS, и у сдающих Academic IELTS, не отличаются, но предложенные тексты будут разными. Так, в академическом тесте тексты будут длинней, и их тематика будет научной, в то время как в общем тесте длинные тексты чередуются с короткими и связаны с общими (например, рабочими) ситуациями. Так, в первом задании General IELTS могут быть предложены два или три коротких рекламных объявления, во втором задании – два текста, содержащие в себе информацию для сотрудников организации, а в третьем – длинный текст (7-9 абзацев) на общую тематику (например, спорт).

Подробнее о структуре модуля Reading читайте в статье «Что такое IELTS?»

Типы вопросов в части Reading

В блоке заданий по чтению одни вопросы фокусируются на понимании текста целиком, другие — на его конкретной части. Для этого стоит освоить несколько техник чтения. Во-первых, это быстрое чтение, в просторечье именуемое чтением «по диагонали». Этот способ позволит обратить внимание на основные моменты, выделить важную лексику, понять, как организована информация в тексте, и выделить общий замысел автора. Вторая техника – глубокое чтение – нацелена на усвоение деталей и более полное погружение в текст. Третья техника — поиск определенных деталей. Она может понадобиться, когда мы уже ознакомились с текстом, но для ответа на тот или иной вопрос необходимо просканировать текст еще раз.

Далее мы посмотрим на каждый из типов вопросов в отдельности и продемонстрируем их на примерах.

MULTIPLE CHOICE

Один из самых популярных типов вопросов – выбор из нескольких вариантов.  В части Reading в IELTS могут встречаться следующие вариации этого типа: либо необходимо выбрать один из вариантов от А до D; либо выбрать два ответа из вариантов от А до Е; либо выбрать три ответа из вариантов от А до G. Например, после текста «What do hurricanes mean for dolphins?» может попасться вопрос следующего типа:

Which two possible issues did Miller believe may have caused the rise in dolphin numbers?

A. More female dolphins survived the hurricane than males
B. Female dolphins were able to breed earlier than usual
C. The dolphins had access to greater number of shrimp and fish
D. There was a decrease in the number of dolphins being caught for sport or food
E. The dolphins had less contact with humans after the hurricane

В данном случае проверяется общее понимание текста и способность вычленить фактическую информацию. Вопросы типа multiple choice могут быть нацелены и на то, чтобы выявить, насколько экзаменуемый понял замысел автора. Например, посмотрим на следующий вопрос по тексту о «Парке Юрского Периода»:

What is the writer’s purpose in this paragraph?

A. To suggest that scientists should look to science fiction for inspiration
B. To argue that people may choose to believe the improbable in order to be entertained
C. To persuade us that art and science can be skillfully linked
D. To demonstrate that scientific research can provide a source of entertainment

IDENTIFYING INFORMATION (T/F/NG)

Данный тип задания подразумевает выделение информации. Иными словами, необходимо определить, насколько предложение из задания соответствует тексту. Вариант True верно’ – означает, что предложение соответствует информации в тексте. Вариант False ‘неверно’ – говорит о том, что предложение не соответствует информации в тексте. Вариант Not Given  ‘не дано’ – означает, что информация, представленная в предложении, в тексте отсутствует, то есть ее нельзя назвать ни верной, ни ложной.

Читайте также   3 секции в General Training Reading

IDENTIFYING THE WRITER’S VIEWS/CLAIMS (YES/NO/NOT GIVEN)

Этот тип вопроса схож с предыдущим. Однако здесь необходимо определить не фактическую информацию, данную в тексте, а какое предложение соответствует позиции/мнению автора (да), не соответствует позиции автора (нет) или по какому из предложений информация не дана (т.е. невозможно сказать, что думает автор по этому поводу). View в данном случае – личное мнение автора, а claim – тезис, представленный автором в качестве факта.

LABELING A DIAGRAM

Выполняя данное задание, вы увидите диаграмму и изображение какого-либо процесса. Здесь требуется предложить название диаграммы (или ее частям) подходящим словом (или несколькими словами) из текста или из списка предложенных вариантов.

MATCHING INFORMATION 

Задачей данного задания является соотнесение информации с абзацем в тексте. То есть необходимо найти определенную идею в тексте и соотнести ее с той фразой, которая наиболее точно описывает данную информацию. Возможные варианты информации, которую предстоит найти экзаменуемому, включают в себя следующее: числа, даты, измерения, причины, поводы, эффекты, заключения, проблемы, реакции, определения, описания и т.д. Например:

Which paragraph contains the following information?
N.B. You may use any letter more than once.
Write the correct letter A-E next to questions 1-7 below.

1 Visual evidence of the gecko’s ability to resist water
2 A question that is yet to be answered by the researchers
3 The method used to calculate the gripping power of geckos
4 The researcher’s opinion of the gecko’s gripping ability
5 A mention of the different environments where geckos can be found
6 The contrast between Stark’s research and the work of other researchers
7 The definition of a scientific term

Помимо всего прочего, в заданиях такого типа следует обращать внимание на множественное число, поскольку в одном абзаце может быть представлена информация лишь по одному из примеров, тогда как в предложении из задания просят найти абзац, где представлены, например, два разных способа или мнения.

MATCHING HEADINGS 

Задача данного задания – соотнести заголовок из списка предложенных вариантов с верным абзацем или частью текста.

Читайте также   IELTS Reading: True, False, Not Given Questions

Перед выполнением данного задания рекомендуется сначала прочитать заголовки, а затем приступать к прочтению текста. Таким образом вы сможете сразу определить, на какую тему написан текст, что может помочь его лучше понять. В каждом заголовке можно подчеркнуть наиболее важные слова – это поможет более точно и быстро подобрать заголовок к отрывку. Также можно делать пометки рядом с каждым заголовком: например, порассуждать, какие слова или подтемы могут встретиться в абзаце, который бы соответствовал этому заголовку. Более того, не стоит сразу читать весь текст целиком. Лучше останавливаться после каждого абзаца, чтобы выбрать к нему заголовок до того, как приступать к прочтению следующей части.

Например, в следующем списке заголовков мы можем сделать следующие пометки:

i. The future of urban planning in America. [future > progress, change, development]
ii. Conflicting ideas through the history of urban planning. [conflicting > two or more ideas, contradiction, competition]
iii. Urban planning has a long and varied history. [examples from different cultures, dates (years, centuries)]
iv. Financial problems helped spread an urban planning concept. [financial crisis, solution to problems]
v. The background to one particular planned community. [success story, outstanding experience]
vi. Political change obstructs progress in urban planning. [reforms, revolution, obstacles]
vii. An urban plan to reduce traffic. [strategy, traffic jams, roads and cars]

MATCHING FEATURES 

Этот тип вопроса используется для проверки понимания больших текстов, которые содержат в себе различные теории или информацию по поводу разных людей, мест, лет или вещей. В задании дается список с разными вариантами, которые нужно соотнести с предложенными вопросами (т.е. перефразированными предложениями). Важно помнить, что вопросы идут не в том же порядке, что в тексте. Например, в задании такого типа может быть предложено соотнести имя ученого с теорией, которую он(а) разработал(а).  

MATCHING SENTENCE ENDINGS 

В данном типе заданий экзаменуемому потребуется соотнести концы предложений, т.е. выбрать верный конец предложения из списка предложенных вариантов. Например, задание к тексту может выглядеть следующим образом:

Write the correct letter A-K in boxes 21-26 on your answer sheet.

21 In Alaska, biologists keep a check on adult fish
22 Biologists have the authority
23 In-Season Abundance-Based Management has allowed the Alaska salmon fisheries
24 The Marine Stewardship Council (MSC) was established
25 As a result of the collapse of the salmon runs in 1999, the state decided
26 In September 2000, the MSC allowed seven Alaska salmon companies

A. To recognize fisheries that care for the environment
B. To be successful
C. To stop fish from spawning
D. To set up environment protection laws
E. To stop people fishing for sport
F. To label their products using the MSC logo
G. To ensure that fish numbers are sufficient to permit fishing
H. To assist the subsistence communities in the region
I. To freeze a huge number of salmon eggs
J. To deny certification to the Alaska fisheries
K. To close down all fisheries

Как мы видим, данный тип предлагает нам больше вариантов ответа, чем необходимо, т.е. несколько вариантов останутся неиспользованными. В заданиях, когда требуется закончить предложение, следует обращать внимание на два основных момента: грамматику и смысл. Некоторые варианты можно отсеять сразу, поскольку они не подходят грамматически, хотя, к сожалению (например, как в варианте выше, где варианты ответов имеют схожую структуру), это возможно не всегда, поэтому смотреть на грамматику стоит лишь для самопроверки, а наибольшее внимание обращать на смысл –общую логику предложения и связь с текстом.

Читайте также   IELTS Vocabulary: Как использование идиом может снизить ваш балл

SENTENCE COMPLETION 

Вопросы такого типа проверяют способность находить детальную информацию из предложенного отрывка. Необходимо заполнить пробелы в предложениях подходящим словом (или несколькими словами) из текста; при этом предложения будут перефразированы. Выглядит задание следующим образом:

Choose no more than three words from the passage for each answer.

1 Two ingredients used to make paint found in the cave were __________ and ___________.
2 The scientists used the _________ on the equipment to help work out how the paint was made.

NOTES/TABLE/FLOW-CHART COMPLETION 

Данный тип задания похож на предыдущий, однако существует визуальное отличие от sentence completion – подходящим словом из текста необходимо дополнить заметки, таблицу или диаграмму. Например, вопрос-задание может быть сформулирован по-разному:

Name of group Wave number
Inuit 22. ______________
Apache 23. ______________
Pima-Papago 24. ______________
Ticuna 25. ______________


SHORT
ANSWER QUESTIONS

Данный тип задания схож с sentence completion, поскольку здесь также требуется использовать слова из текста. В данном случае, однако, мы отвечаем на вопрос несколькими словами, а не вставляем нужные слова в уже готовые предложения.

Choose no more that two words and/or a number from the passage for each answer.

1 Which of the artefacts mentioned are the oldest?
2 When was the material Henshilwood found originally made?
3 What two common materials did ancient humans use to obtain their ochre?

При выполнении задания, сформулированного подобным образом, важно учитывать, что даже если числительное написано прописью, оно считается числом. То есть, при ответе на наши вопросы из примеров мы можем использовать: одно слово, одно слово + число, два слова, два слова + число. Соединительные союзы типа ‘and’ считаются за отдельное слово, поэтому ответ, например, “black and white” не будет засчитан, а приниматься будет только вариант “black, white”.

SUMMARY COMPLETION

Несмотря на то, что кажется, что этот тип вопроса – частный случай предыдущего, существует одно значительное различие: в данном типе заданий представлена обобщающая информация по тексту, которая презентована в виде грамматически связанных последовательных предложений. Необходимо:

1. внимательно прочесть и понять данное краткое изложение,
2. определить, какого рода слово необходимо поставить в каждый из пробелов,
3. найти подходящую часть текста и прочесть его,
4. найти нужное слово из данной части.


Итак, каждый из блоков вопросов в части Reading представляет собой определенный тип задания, который имеет свои особенности. Знание этих особенностей позволяет не только быть подготовленным и знать заранее, что вас будет ожидать на экзамене, но и сформировать стратегии наиболее эффективного выполнения этих заданий. Однако не стоит забывать, что IELTS комплексно проверяет уровень владения английским, поэтому помимо ознакомления с форматом, стоит уделить внимание повышению уровня владения языком в целом. Чтобы легче было выполнять задания из части Reading, можно практиковаться чтением газетных и академических статей, некоторые из которых и используются во время составления экзаменационных заданий.

Еще больше полезной информации о подготовке к части Reading читайте на нашем сайте в секции Reading.

Об Авторе

Идеолог проекта IELTS911, совладелец языковой школы Лингвамен и English Native, бюро переводов "ТехноЛингва". Получил MBA в Vlerick Business School. Соавтор нескольких книг по подготовке к IELTS. Личный результат в IELTS - 8.

Уникальный урок по
IELTS от Натальи бесплатно!

Получите уникальный бесплатный урок от нешего эксперта по IELTS. Это будет настоящей прорыв в вашей подготовке к IELTS!

ПОДРОБНЕЕ